Темное небо «Аэрофлота»

26.03.2013 | Отзывов (0)

Чем еще порадовать россиян в связи с 90-летием нашей компании? — наверное, именно с такими мыслями каждый день просыпается всё руководство и владельцы компании «Аэрофлот».

Именно радость, веселье, безудержный смех пассажиров — реальных и потенциальных — главная забота компании. Самолеты, безопасность и отношения с клиентами — не столь важны.

 

В последнее время страну сотрясли несколько скандалов, связанных с тем, что кондукторы и водители автобусов и маршруток выбрасывали из салона детей, которые не могли оплатить проезд. Мало кто знает, но в России подобным поведением отличаются не только автоперевозчики. Сотрудники компании «Аэрофлот» в прямом смысле выгнали с посадки 13-летнего мальчика, приняв у него перед этим багаж и заранее продав билет. Малолетний гражданин России был в прямом смысле выброшен в чужую страну представителями самой государственной и самой большой из всех российских авиакомпаний. (Ребенок летел из Ташкента в Москву — возвращался от родственников домой.)

 

По российским законам и по правилам самого «Аэрофлота», с 13 лет дети могут летать без оформления специального сопроводительного документа. Но оформление бумажки стоит 40 евро, и именно эти 40 евро наличными потребовали с мальчишки сотрудники «Аэрофлота» в Ташкенте. Причем, уже на посадке — после того, как мальчик прошел регистрацию, сдал багаж, после того как уехали из аэропорта сопровождавшие его родственники! Денег у подростка не было. Его силой вывели обратно в зал ожидания и просто оставили там.

 

Головной офис компании, под угрозой судебного иска от матери ребенка, все же заставил свое ташкентское отделение сработать по закону. На это ушло две недели! Надо ли напоминать, что ни о каких компенсациях ребенку и его родным от авиакомпании и речи не шло — мол, будьте довольны, что компании вообще изменила свое решение и сработала по собственным правилам.

 

Нужно сказать, что отношения с детьми у «Аэрофлота» вообще особые… И речь вовсе не о детях-инвалидах, которых регулярно выпроваживают с бортов авиакомпании. (Правилами перевозок определено количество инвалидов, который могут одновременно присутствовать на борту. Если инвалидов на одного-двух человек больше — в некоторых авиакомпаниях их просто выгоняют из самолета. Вместе с некоторыми частными конторками, содержащими один-два чартера — такой же уровень отношения к клиентам демонстрирует и «Аэрофлот»)

 

«Аэрофлот» — это не детские игрушки

 

Так, наверное, подумали многие, когда узнали о том, что кандидатом в члены совета директоров «Аэрофлота» выдвинут грудной ребенок. Да, сыну банкира Александра Лебедева, владельца Национального резервного банка и 15% акций авиакомпании, недавно исполнился годик (один!). Тем не менее, алчный отец уже заставляет ребенка зарабатывать для него миллионы, управляя крупной высокотехнологичной компанией. Помните, как у классика? «А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем…». Казалось, времена беззастенчивой эксплуатации детского труда, нашедшие отражение в чеховском «Ваньке», давно канули в Лету. Ан нет. Впрочем, писать слезливое письма «на деревню дедушке» младшему Лебедеву не придется (он и говорить-то еще не умеет…) — государственный «дедушка» Астахов за банкирского мальца уже вступился. Астахов ссылается на российские законы, по которым ребенок до 14 лет не может вступать в трудовые отношения и распоряжаться миллиардами денег акционеров, инвесторов и клиентов компании. Конечно, Астахов, как всегда, показал, что в законах он разбирается как свинья в апельсинах. Папа Лебедев изучил законы получше, надо думать. Есть целый ряд совершенно законных исключений в российском трудовом законодательстве, когда ребенок любого возраста, даже неграмотный, может участвовать в договорных отношениях и получать деньги за свою работу. Речь о специфических видах деятельности — кино, цирке… Но кто скажет, что происходящее в «Аэрофлоте» — не цирк?

 

«Аэрофлот» и молчание Навального

 

В прошлый раз главным цирковым номером компании было введение в совет директоров скандального блогера-разоблачителя Алексея Навального. Адвокат с бурной политической и финансовой жизнью, на которого заведены сразу несколько уголовных дел, решает судьбы миллионов пассажиров и тысяч работников компании вместе с представителями крупных мировых банков и государственных концернов. Причем, о деятельности Навального на посту члена совета директоров «Аэрофлота» не известно ничего. Что, согласитесь, странно. Алексей Навальный — человек, публикующий отчеты о каждом своем телодвижении, использующий в целях собственного пиара каждую ошибку государственных, полугосударственных и частных организаций. Даже мелкое мошенничество с закупками школьных принадлежностей провинциальными муниципалитетами находит место в его блоге и проекте «Роспил». И с июля 2010 года, когда он был вброшен Лебедевым в совет директоров «Аэрофлота», — ни одного сообщенияот него о том, что происходит в авиакомпании. Возможно, там все чисто, гладко и даже Навальному не к чему придраться? Нет в «Аэрофлоте» взяток, откатов, аварий и прочих серьезных проблем? Нет проблем с персоналом компании? Только за последнее время были два громких скандала с участием аэрофлотовских стюардесс — одна злорадствовала в твиттере по поводу крушения «Суперджета», другую вышвырнули на улицу, потому что на нее нажаловался известный блогер — она, видите ли, разместила в интернете на своей странице не понравившееся ему фото. И Навальный, так любящий морализаторстовать по поводу защиты простых людей — ни слова об этом, будучи частью руководства «Аэрофлота»?

 

Меньше всего авторы этой статьи склонны считать банкира Лебедева и прочих руководителей авиакомпании заигравшимися дурачками или зажравшимися богачами, потерявшими связь с реальностью. По каждому члену совета директоров проводится голосование. Каждая кандидатура согласовывается, проверяется, оценивается. Если Навальный попал в директорское кресло, значит, с необходимостью Навального в этом кресле были согласны и другие директора — вроде Чемезова, Тихонова или Алексашенко. Зачем им опальный политик, не вылезающий из-под уголовных обвинений, который в одну секунду, прямо с заседания через смартфон сольет в сеть любые их проблемы, секреты, непубличные договоренности? Может быть, как раз для того — чтобы не сливал?

 

Может быть этим и объясняется молчание Навального об «Аэрофлоте»? Может быть, для чего-то подобного и нужен младенец в совете директоров? Какие решения в компании с доходами в сотни миллиардов рублей можно проводить от лица не умеющего даже говорить директора? Пусть, мол, все думают, что это Лебедев с жиру бесится…

 

Аэрофлотофобия

 

После всего вышеизложенного, неудивительно, что даже знаменитости на весь мир заявляют о том, как боятся «Аэрофлота». Еще несколько лет назад оппозиционный политический лидер и знаменитый шахматист Гарри Каспаров заявил в интервью британскому журналу The Times Magazine, что не летает самолетами «Аэрофлота» потому, что боится там просто напросто отравиться. Тогда все истолковали это как намек на смерть бывшего шпиона Литвиненко от российского полония. Мол, авиакомпания государственная, вот и траванет оппозиционера… Теперь более вероятным представляется, что Каспаров просто излагал свой жизненный опыт. Ему, полжизни проведшему в авиаперелетах должно быть хорошо известно — в каких самолетах можно есть, а в каких лучше поголодать. Тем более, что и «Роспотребнадзор» стабильно поддерживает известного борца с режимом, публикуя результаты своего взаимодействия с авиакомпанией: «Роспотребнадзор по итогам проверки бортового питания на одном из рейсов крупнейшего российского авиаперевозчика ОАО «Аэрофлот — российские авиалинии» выявил нарушения санитарного законодательства… Как сообщает ведомство, в Роспотребнадзор обратился получивший пищевое отравление пассажир одного из рейсов «Аэрофлота».

 

Даже специально купленные «Аэрофлотом» блогеры после череды восхвалений, сообщают: «У Аэрофлота, кстати, тоже был однажды стейк из коровы, умершей от голода в одном из подмосковских колхозов».

 

Интересно при этом, что блогеров, которых по каким-то причинам (просят больше Навального?) купить не удается, «Аэрофлот» предпочитает давить через суд — используя наработанные связи в государственных ведомствах. За несколько фотожаб, размещенных в своем блоге известным дизайнером Артемием Лебедевым «Аэфрофлот» попытался в прямом смысле разорить блогера. Лебедеву удалось частично отбить атаку аэрофлотовских юристов и вместо сотен тысяч рублей он обязан заплатить компании лишь 34 тысячи. Но это — всего лишь за смешные картинки, в которых фигурировало название «Аэрофлота»! Как известно, судиться с блогерами за фотожабы — настолько последнее дело, что даже депутаты Госдумы от фракции «Единая Россия» на это не решаются. «Аэрофлот» же за свою репутацию особо не боится — терять уже нечего, а все копейка в корпоративный карман.

 

«Аэрофлот», деньги и безопасность

 

Сломаные кресла. Грязные столики и санузлы. Насекомые в салоне. Все это — суровая реальность, с которой приходится сталкиваться миллионам пассажиров крупнейшего российского авиаперевозчика. И ладно бы, речь шла лишь о дурных запахах в салоне или неэстетичности отделки видавшего виды и купленного по списанию лайнера. Все это — факторы, напрямую влияющие на безопасность перелетов! Зато авиакомпания хвастается новыми приобретениями. Покупать-то есть на что!

 

На сегодняшний день ежегодный доход компании «Аэрофлот» превышает 130 миллиардов рублей. Это позволяет компании покупать, например, новейшие российские среднемагистральные лайнеры «Сухой Суперджет 100». Несмотря на то, что он стоит значительно дороже любого зарубежного аналога, этот самолет, по сути, является конструктором из деталей от разных производителей. О его надежности и безопасности говорит хотя бы тот факт, что по официальной статистике «Аэрофлота», всего 10 Суперджетов за 2012 год обеспечили компании 40% всех поломок и отказов авиатехники. «Наиболее частые случаи связаны с неисправностями в системе кондиционирования, а наиболее серьезные связаны с надежностью системы управления шасси».

 

40%! При том, что кроме Суперджетов, у Аэрофлота еще 125 пассажирских лайнеров.

 

Напомним также, что новейший самолет уже показал себя с наихудшей стороны, разбившись в показательном полете в Индонезии и убив 45 человек — в основном журналистов и представителей авиакомпаний, которые хотели купить этот лайнер. Почти все авиакомпании тогда отказались покупать этот лайнер, и понятно почему. Купил сразу 10 самолетов только «Аэрофлот», и у генерального директора Савельева, несмотря на вал поломок и человеческие жертвы, «нет претензий к машине», а весь тот ужас, что происходит с лайнером, он считает «детскими болезнями».

 

Так почему крупный авиаперевозчик втридорога покупает непроверенный опасный самолет, который больше не нужен никому в мире? Может быть, только потому что в «Аэрофлоте» большая доля государственных акций, сидит Чемезов в совете директоров, и вообще из чувства патриотизма? В таком случае, можно было бы ожидать, что все эти олигархи и высокопоставленные чиновники сами будут летать этими Суперджетами. Но нет, подобная информация не встречается даже в Интернете (и Навальный молчит, что характерно…).

 

Скорее, тут не обошлось без традиционной схемы российского бизнеса: «предпринимательство РОЗ — Распил-Откат-Занос». И полетел Суперджет с детской болезнью невыпускающегося шасси, полный пассажиров…

 

В конце концов, компания работает с прибылью — может возразить читатель, — сами же говорили про сотни миллиардов рублей в год!

 

Да, но долги компании еще пару лет назад составили рекордные два миллиарда долларов. И на тот момент, только чтобы отдать эти долги, всей компании нужно было бесплатно работать 8 лет. Как показывать официальную прибыль, имея такие долги? Ну, это вопрос к совету директоров компании! Поспрашивайте об этом Лебедева-младшего, когда его отнимут от груди.